Формула прибыли - виды и расчеты

Формула прибыли – виды и расчеты

Залогом успешного ведения бизнеса является прибыль. Формула прибыли помогает оценить реальный доход от бизнеса с учетом тех или иных затрат на производство или закупку продукции.

Для каждого вида прибыли применяется отдельная формула. Анализ расходов и прибыли от бизнеса необходим для дальнейшего планирования и оптимизации бизнеса в условиях жесткой конкуренции.

Общее понятие прибыли

В бухгалтерской документации часто помимо термина «прибыль» часто используются слова «выручка» и «доход», но они не являются синонимами прибыли.

Выручка подразумевает общую сумму после продажи товара или сбыта продукции предприятия.

Прибыль — сумма, которая остается в наличном или безналичном виде после уплаты взносов и вычета производственных расходов, так называемый заработок владельца бизнеса.


В бизнесе существует несколько разновидностей прибыли, каждая имеет свою формулу расчета. Независимо от вида, прибыль формирует бюджет как предприятия, так и государства (за счет налогов).


В бизнесе существует несколько разновидностей прибыли, каждая имеет свою формулу расчета.

Экономисты выделяют три главных функции прибыли:

  1. Оценочная функция — именно прибыль отображает реальную эффективность деятельности предприятия.
  2. Стимулирующая — финансовые поступления стимулируют владельцев бизнеса на дальнейшее развитие предприятия или фирмы.
  3. Фискальная — за счет вырученных от бизнеса средств осуществляется пополнение государственного бюджета.

Что влияет на формирование прибыли

На финансовые поступления на счет предприятия или другого бизнеса влияют внешние и внутренние факторы. Первые не зависят от предпринимателя или руководителя предприятия.

К ним относятся:

  1. Инфляция.
  2. Государственная политика — реализация новых законов относительно налогообложения, предоставление льгот, штрафные санкции и др.
  3. Настроение потребительского рынка — спрос на конкретный товар или продукцию в настоящее время.
  4. Удорожание транспортировки товара/продукции. К примеру, из-за роста цен на топливо компания-перевозчик подняла тариф на доставку партии товара в магазин. Владелец торговой точки вынужден отдавать за доставку товара больше, соответственно, доход от продажи товара уменьшается.
  5. Срыв договоренностей по вине третьих лиц. К примеру, поставщик по каким-либо причинам отказался поставлять товар в магазин. Продажи падают, соответственно, предприниматель несет финансовые потери.

Внутренние факторы:

  1. Изменение графика работы предприятия, фирмы, магазина, заведения и др. Когда снижается количество рабочих часов, уменьшается выпуск продукции либо доход от продаж.
  2. Дисциплина на предприятии/фирме и производительность труда.
  3. Квалификация сотрудников предприятия или фирмы. В малом бизнесе (розничная торговля, общепит и др.) на формирование прибыли влияет качество обслуживания клиентов.
  4. Ассортимент товара (актуально для магазина).

Нельзя сказать, что все вышеперечисленные факторы играют одинаковую роль в формировании прибыли. Все зависит от конкретного вида деятельности. К примеру, уровень обслуживания в кафе напрямую влияет на посещаемость. Поднятие тарифов на электроэнергию для предприятия способствует повышению себестоимости продукции. Соответственно, прибыль от сбыта снижается.

Валовая прибыль

Под валовой прибылью (ВП) подразумевается промежуточный (не окончательный) доход предприятия, фирмы, торговой точки. Формула валовой прибыли поможет рассчитать разницу между доходами от производства/продажи и расходами на производство/закупку.

Себестоимость включает только затраты, которые напрямую касаются производства продукции (закупки товара, предоставления услуг).

В зависимости от вида деятельности, себестоимость включает разные расходы. Для производственного цеха – это стоимость сырья, инструментов, обслуживание и ремонт оборудования, оплата электроэнергии и отопления, заработная плата сотрудникам, которые непосредственно участвуют в производстве.


Под валовой прибылью (ВП) подразумевается промежуточный (не окончательный) доход предприятия, фирмы, торговой точки.

Для владельцев торговых точек в себестоимость входят другие расходы. Прежде всего это затраты на закупку товара и доставку его в магазин. Также в себестоимость входит арендная плата, заработная плата, расходы на хранение товара (аренда складского помещения либо холодильных камер, в зависимости от специфики товара).

Формула валовой прибыли: ВП=В(выручка)-С(себестоимость)

К примеру, цех по производству мясных полуфабрикатов произвел и реализовал продукцию на сумму 450 000 р. Затраты на изготовление продукции составили 180 000 р. Согласно формуле, 450 000-180 000=270 000 р. ВП цеха полуфабрикатов составила 270 000 р.

Формула прибыли магазина выглядит аналогично. Берется общая выручка торговой точки за определенный период, из нее вычитывается себестоимость реализуемого товара (аренда торговой площади, доставка, реклама, заработная плата персонала и др.).

В бухгалтерской документации иногда встречается термин «банковская прибыль». Это синоним валовой прибыли.

Балансовая прибыль

В бизнесе балансовая прибыль (БП) отображает доход до вычета налогов. Именно от нее отталкиваются при подсчете размера налогового сбора за определенный период. Ошибка бухгалтера при расчете БП в меньшую сторону приводит к штрафным санкциям со стороны ФНС.


Балансовая прибыль — промежуточная сумма, которая формируется после вычета всех расходов организации, кроме налоговых сборов. В БП входят все денежные поступления, которые отобразились в бухгалтерской документации. Простыми словами, составляющими балансовой прибыли являются:

  1. Доходы от реализации производимой продукции. В случае с магазином это будет доход от реализации товара.
  2. Доходы от прочего сбыта — реализация товаров и услуг, которые не относятся непосредственно к предпринимательской деятельности. К примеру, кондитерский цех прекращает производство галетного печенья. Но сырье было закуплено впрок заблаговременно. Владелец цеха решает его продать, чтобы частично компенсировать финансовые потери. Средства от продажи приравниваются к доходу, полученному от реализации непроизводственного товара.
  3. Доходы, которые совсем не относятся к основной деятельности предприятия. Это могут быть дивиденды, получение задолженностей и штрафов, сдача в аренду пустующей площади и др.

Подсчет БП подразумевает суммирование вышеперечисленных поступлений. Формула балансовой прибыли выглядит следующим образом:

БП=В(выручка)-С(себестоимость)-ПР(прочие расходы)+ПД(прочие доходы)

К примеру, кондитерский цех в марте произвел и реализовал продукцию на сумму 800 000 р., это будет основная выручка. Себестоимость кондитерских изделий обошлась 250 000 р. (закупка сырья, отчисления на заработную плату, оплата электроэнергии и воды). Дополнительные расходы, не касающиеся непосредственно производства, составили 35 000 р. Кроме того, владелец цеха продал простаивающее оборудование на сумму 175 000 р.

Согласно формуле, 800 000-250 000-35 000+175 000=690 000. Получившееся значение 690 000 р. и будет балансовая прибыль.

Операционная прибыль

Это прибыль, которую владелец фирмы или предприятия имеет от основной экономической деятельности. Простыми словами, это финансовые поступления от продаж или сбыта выпускаемой продукции. Не нужно путать этот показатель с валовой и балансовой прибылью, это скорее промежуточная ступень между ними. Операционная прибыль (ОП) не учитывается в отчетной документации.

Операционная прибыль предприятия рассчитывается по формуле: ОП=ВП(валовая прибыль)-ОР(операционные расходы).

Под операционными расходами подразумеваются затраты на ГСМ, повышение квалификации персонала, обновление оборудования, оплата кредитов и др.

Для расчета ОП можно воспользоваться и другой формулой: В(выручка)-С(себестоимость)-ОР.

Большинство отечественных представителей бизнеса не занимаются подсчетом операционной прибыли. Но расчет ОП поможет объективно оценить перспективы бизнеса

Чистая прибыль

Под чистой прибылью (ЧП) подразумевается сумма, которая остается у представителя бизнеса после уплаты всех взносов. К ним относятся налоги, оплата коммунальных услуг (электричество, отопление, вода), заработная плата сотрудникам, расход на закупку товара/выпуск продукции и др.

Простыми словами, это свободные деньги, которые предприниматель может потратить на свое усмотрение. Это могут быть личные нужды, поощрение партнеров и сотрудников, вклад в развитие бизнеса.


Под чистой прибылью (ЧП) подразумевается сумма, которая остается у представителя бизнеса после уплаты всех взносов

На размер ЧП влияют налоги, себестоимость продукции, общая выручка, дополнительные расходы. Если в результате расчета получается отрицательное значение, это называется «чистый убыток». Такое предприятие/фирма/магазин считается убыточным.

Упрощенная формула

Для расчета (ЧП) по упрощенной формуле берутся несколько показателей. Это выручка (В), себестоимость (С), прочие доходы (ПД), управленческие расходы (УР), прочие расходы (ПР), налоги (Н).

Чистая прибыль предприятия вычисляется по формуле: ЧП=В-С-УР-ПР-Н+ПД

Пример расчета рассмотрен в таблице.

Согласно формуле, чистая прибыль цеха выйдет 60 000 р. в месяц. Данной формулой можно воспользоваться для подсчета ЧП за любой период.

Расчет по балансу

Для расчета понадобится балансовая прибыль (БП) и сумма налогообложения (Н).

Чистая прибыль — формула расчета по балансу: ЧП=БП-Н.

Размер балансовой прибыли можно узнать из бухгалтерской документации. Это сумма, которая осталась от общей выручки после вычета всех производственных затрат, кроме налогов.

К примеру, балансовая прибыль за текущий месяц составила 80 000 р. Из них фирма должна заплатить отчисления в ФНС в размере 15 000 р. Расчет проходит согласно формуле: 80 000-15 000=65 000 р. Сумма чистой прибыли составляет 65 000 р.

Расчет прибыли от продаж

Показатель прибыли продаж (ПП) необходим для оценки прибыли от бизнеса с учетом финансовых и других затрат. Расчет ПП необходим торговым точкам и производственным предприятиям. Простыми словами, это средства, которые остались после вычета из общей прибыли себестоимости товара и других расходов.

Прибыль от продаж — формула расчета: ПП=В(выручка)-С(себестоимость)-Р(расходы).

К примеру, цех по пошиву мягких игрушек в прошлом месяце реализовал 1500 изделий, средняя стоимость игрушки — 2300 р. Себестоимость одного изделия обошлась порядка 1100 р. Общие расходы на реализацию составили 25 000 р.

Имеется:

  1. Выручка — 1500×2300=2 450 000 р.
  2. Себестоимость всех игрушек — 1 650 000 р.
  3. Расходы, связанные с продажей — 25 000 р.

С помощью формулы ПП=В-С-Р выходит: 2 450 000-1 650 000-25 000=775 000. В данном случае выручка от реализации составляет 775 000 р.

Оценка прибыли в бизнесе

Для успешного ведения предпринимательской деятельности важно не только уметь пользоваться формулами прибыли, но и объективно оценивать результаты.


Оценка прибыли в бизнесе

Экономисты выделяют несколько критериев, которые свидетельствуют о качественной прибыли:

  1. Формирование прибыли идет за счет основной деятельности, и только малая часть формируется за счет дополнительных доходов. К примеру, предприятие занимается изготовлением и реализацией елочных игрушек. Если 80-90% прибыли формируется за счет реализации продукции, то прибыль качественная. Если же основные поступления идут за счет дивидендов, продаж сырья и оборудования, сдачи площадей в аренду и др., то прибыль качественной не является.
  2. Стабильность — предприятие/торговая точка/заведение в течение нескольких лет держится в плюсе. Еще лучше, если прибыль ежегодно растет.
  3. Обеспеченность — представитель бизнеса успешно платит налоги, своевременно рассчитывается с контрагентами и кредиторами.
  4. Рентабельность — деятельность полностью оправдывает себя. Владелец имеет прибыль, которой хватает и на личные нужды, и на развитие бизнеса.

Подведение итогов

Прибыль — важный результат предпринимательской деятельности. На него в первую очередь обращают внимание потенциальные инвесторы, акционеры и партнеры, а также кредиторы.

В экономике существует несколько понятий прибыли. Формула каждого вида прибыли используется для анализа и дальнейшего планирования бизнеса. Именно на основе полученных результатов владелец бизнеса принимает решения относительно развития предприятия — за счет чего снизить производственные расходы и увеличить объемы прибыли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *